Государственное унитарное предприятие Курской области «Курскэлектротранс»

История создания первого электрического трамвая в Курске 1895-1897гг.

В начале июля 1895 года инженер путей сообщения, надворный советник, член правления Московских и Казанских конных железных дорог Лихачев И.А. подал предложение в Городскую Управу об организации в Курске электрического трамвая. 18 июля 1895 года состоялись слушания в Городской Думе, по окончании которых предложение Лихачева И.А. было принято. 31 июля 1895 года проект договора на организацию городской электрической дороги был передан на утверждение губернатору.

31 июля 1895 года губернатор утвердил договор, подтвердив передачу концессии на право постройки и эксплуатации электрической железной дороги по улицам города и предместьям Курска с правом преимущества перед другими видами транспорта. Концессионеру Лихачеву И.А. также предоставлялось право на последующую возможную организацию электрического освещения частных учреждений и домов и преимущественное право на организацию электрического освещения города. Городские власти, согласно концессии, обязались безвозмездно предоставить землю для постройки депо, служебных сооружений, зданий для электростанций в местах пригодных для эксплуатационных целей. Для обеспечения концессии Лихачев И.А. оставил в кассе Городской управы залог в размере 5000 руб.

20 сентября 1895 года губернатор Милютин А.Д. направил в Технико-строительный комитет МВД на согласование проект договора. 15 марта 1896 года пришёл положительный ответ из Хозяйственного департамента МВД с рядом дополнений и требованием предоставить технический проект городской электрической железной дороги, и 27 марта 1896 года все предложения МВД были утверждены Городской Думой.

23 мая 1896 года Городская Управа заключила с Лихачевым И.А. договор об организации в Курске трамвайного движения, после чего договор вместе с техническим проектом были отправлены в Технико-строительный комитет. Рассмотрение этих документов заняло около года, при этом строительные работы начались уже летом 1896 года. Окончательное утверждение договора и технического проекта в МВД прошло 2 мая 1897 года.

18 октября 1895 года в Городской Думе прошли слушания еще одного проекта договора на организацию электрического трамвая от фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske AG). Предложенный немецким акционерным обществом договор был выгоднее ранее утвержденного, но Городская Дума его отклонила. Ввиду этого губернатор отправил письмо Министру внутренних дел с просьбой не утверждать проект договора Лихачева И.А., поскольку проект договора компании Сименс и Гальске (Siemens & Halske AG) предусматривает прокладку трамвайных линий по большему числу улиц и параллельное устройство электрического освещения в городе.

Сравнение предложенных контрактов на организацию электрических городских трамвайных дорог в Курске.

31 октября 1895 года Лихачев И.А. учредил в Брюсселе «Акционерное общество электрической железной дороги в Курске» («Tramways de Koursk (societe аnоnуmе)»), которому он передал полученную в Курске концессию. Капитал общества составлял 1 млн. 400 тыс. франков, представленный 400 тыс. акциями по 100 франков каждая и 10 тыс. учредительных паев без обозначения номинальной стоимости. Главными акционерами-учредителями общества стали 11 человек и 3 общества:

  1. Лихачев И.А. — ответственный представитель общества в Российской Империи, первый директор Курского трамвая (1850 акций, 10 тыс. учредительных паев);
  2. Акционерное (анонимное) Взаимное общество конно-железных дорог (11300 акций),
  3. Международное вспомогательное общество железных дорог (100 акций),
  4. Дюпюишь Г.Ш. — инженер, член правления Брюссельских конно-железных дорог (100 акций);
  5. Общество Белградские конно-железные дороги (125 акций),
  6. де Креефт ГГ. — инженер, член правления Центрального общества освещения (50 акций);
  7. Гоффине Г.Ж. — инженер (50 акций);
  8. Дюлэ Г.Ж. — инженер, управляющий общества электричества и гидравлики (Electricite & Hydraulique) (100 акций);
  9. Гинот ГЛ. — член правления и главный директор каменноугольных копий Маримон и Баску (100 акций);
  10. Барон де Реет д Ллькемад Г.Т. — член правления общества Соединенных собственников, бургомистр Беельзерской общины (50 акций);
  11. Стюик Г.И. — бухгалтер (50 акций);
  12. Стевенс Г.А. — председатель правления акционерного (анонимного) общества «Екатеринославский железоделательный и сталелитейный завод» (50 акций);
  13. Бликертс Г.Ф. — собственник жилья в Икселле (25 акций);
  14. Девандр Г.Ж. — почетный горный инженер (50 акций).

15 марта 1896 года из Министерства внутренних дел пришел ответ о рассмотрении проекта договора Лихачева И.А. с требованиями внесения ряда изменений и разрешение на его последующее официальное заключение. Таким образом, ходатайство курского губернатора было отклонено.

Технико-строительный комитет МВД выдвинул к предоставленному договору 6 требующих изменения замечаний:

  1. Требование предоставить технический проект с подробным описанием строительства двухпутный линий и использования электрических двигателей;
  2. Возможность укладки на части участков пути рельсов без лежней и шпал только по согласию с Министерством;
  3. Добавление в договор параграфа о выполнении существующих и будущих установленных правил и требований при строительстве высоковольтной воздушной контактной сети рядом с телеграфными и телефонными линиями;
  4. Отмена параграфа в договоре, позволяющего Городской Думе издавать постановления по ходатайству предпринимателя, поскольку такие постановления может издавать только губернатор;
  5. Отмена параграфа об освобождении от имущественного налога на недвижимость городского трамвая, поскольку отмена сбора разрешена только для малодоходных предприятий, которыми железные дороги не являются;
  6. Дополнить параграфы об ответственности предпринимателя пунктами, позволяющими налагать на предпринимателя штрафы в бесспорном порядке с указанием их размера, помимо ответственности по закону, в случаях увечья людей, полученных от неисправного содержания пути или небрежности служащих.

27 марта 1896 года Городская Дума внесла в утвержденный 18 апреля 1895 года проект договора все указанные министерством изменения. 23 мая 1896 года Городская Управа официально заключила с Лихачевым И.А. договор об организации в Курске трамвайного движения, после чего договор вместе с техническим проектом были отправлены в Технико-строительный комитет МВД. 2 мая 1897 года договор и технический проект были утверждены МВД.

28 июня 1896 года «Акционерное общество электрической железной дороги в Курске» было высочайше утверждено в Российской Империи под названием «Бельгийское Анонимное общество «Курский трамвай»». С этого дня ценными бумагами общества (акциями и учредительными паями в виде ценных бумаг на предъявителя) можно было торговаться в России на Санкт-Петербургской, Московской, Одесской и Харьковской биржах.